|
Кара, Уса 1981 | |
Карта нашего похода по рекам Малая Уса, Уса. Пешая часть от станции Хальмер-Ю по тракторной дороге до слияния Большой и Малой Кары, с последующим перевалом в бассейн Малой Усы. Водная часть на плоту ПСН-6 по Малой Усе и Усе до Воркуты.
|
В 1981 году 30 июня поездами Рига -Москва и Москва-Воркута Василич, Миша, Евгений Иванович приехали в Воркуту. Собиралось больше людей, но в последний момент отказались. Рюкзаки из-за этого оказались примерно по 50 кг.
|
Нас встречал старый друг и сослуживец Кириченко В.В. Мы остановились у него на квартире, отдохнули, перебрали снаряжение, лишнее оставили у него до возвращения, на АЗС купили 10 литров бензина, поужинали и переночевали.
|
От Воркуты на Хальмер-Ю бегает рабочий поезд. Недалеко от дома была его остановка . Там мы дождались поезда. На крыльце стоит чемоданчик с червями для рыбалки, в сумке рядом битончики с бензином.
|
Миша охранял имущество, Евгений Иванович докупил продукты, а я пошел в шахтоуправление договариваться насчет вездехода. Однако вездеход был в ремонте. На другой день пришли загружаться в вездеход, а у него другую свечу вырвало. Пришлось идти пешком с нашим грузом.
|
В июле в Заполярье круглосуточно день. После переживаний с вездеходом мы устроились спать в плоту и далее использовали его и для сплава и для сна. Имевшуюся палатку подстилали для теплоизоляции. На утро позавтракали, вздохнули и пошли к Каре. Предстояло пройти километров 35. Поначалу дорога была торная, дошли до ручья Бур -Шор. Уже прошли большую часть пути, остановились для ужина и для сна. Утром пошли к Каре. Дорога пошла по топкому болоту. Там мы намучились.
|
5 июля дошли до Кары, где встретили рыбаков из Хальмер-Ю. Они сетью перегородили Кару и за двое суток наловили ведра два сигов и хариусов. Мы переправились, оставили Мишу ловить рыбу и пошли на разведку дороги. Пошел мелкий осенний холодный дождь. Нашли вездеходную дорогу, прошли по ней до речушки и вернулись за Мишей. Миша ловил рыбу на червя, на блесну, но безрезультатно. Сеть лучше ловит.
|
Эта речушка образуется слиянием ледникового ручья и ручья из озера Гнетьты. Через нее по броду проходит вездеходная дорога. Дорога идет по заболоченным местам, однако пройти пешком можно. Карты в то время у нас не было. Шли по приблизительным описаниям.
|
Тяжесть рюкзаков и ненастная погода начали сказываться. Плот был самой тяжелой ношей. По дороге до Кары Миша нес плот и сильно натрудил спину. Теперь мы несли плот с Е.И. по очереди. Все устали, замерзли. Встали лагерем, перебрали продукты, поужинали и легли спать. Пищу готовили на примусах, согревались костерком.
|
Выспались, отдохнули, погода наладилась, собрались и пошли к месту, где сливаются Большая и Малая Кары.
|
7 июля продолжили движение по вездеходной дороге, подошли к слиянию Большой и Малой Кары. Поднялись вверх по Большой Каре до водопада, встали лагерем с намерением половить рыбу. По туристским описаниям под водопадом видимо-невидимо рыбы.
|
Миша ранее показал себя умелым рыболовом, но рыбы под водопадом не было. Видимо раньше выловили. 8 июля собрались и подошли к чуму для уточнения дороги, оказалось идем правильно. Все течение Кары было перегорожено сетью. Какая тут рыбалка.
|
Переправились через Кару. Я пошел разведать дорогу на перевал. По пути нашел озерко, битком набитое хариусами. Далее по пути нашел вездеходную дорогу. Местами она шла просто по ручью, стекающему с перевала.
|
Вернулся к ребятам, подошли к озерку и стали ловить рыбу перетягой на мушку. Хариус ловился отлично, только был мелковат.
|
Е.И. приставили ловить рыбу удочкой на червяка. Червяков везли из Риги. Рыбаки на Каре сказали, что в тундре черви не проблема. У каждой норки лемминга есть кучка навоза, а под ней всегда есть червяк. Так оно и было.
|
Путь шел по заболоченной земле, ноги проваливались, быстро выбились из сил. Миша было решил идти по курумнику, а камни живые, ноги можно сломать. Решили сделать две ходки. После первой ходки оставили Мишу варить уху и сделали вторую ходку. Поужинали, устроились на сон.
|
9 июля начали подниматься к вершине перевала.
|
Достигли вершины, остановились перекусить, передохнуть. Идти стало легче.
|
С перевала в бассейн Малой Усы течет ручей. Дорога спускается вдоль ручья, иногда от него отходит.
|
Решили дойти до конца перевала и устроиться на ужин и сон.
|
Пищу готовили на примусах Шмель. Чтобы тепло пламени не сдувало ветром, ставили экран из станков.
|
10 июля позавтракали и отремонтировали плот. После переправы через Кару плот сушили, дно не сдули, воздух нагрелся и оторвал склейки. По дороге дошли до берега ручья, вытекающего из озера Проточное. Решили остановиться и порыбачить. Хариус хорошо ловился на червя удочкой и на мушку перетягой. Решили перед выходом на Малую Усу устроить дневку.
|
12 июля собрались и пошли где сплавом, где проводкой к Малой Усе. Надеялись на рыбалку на Усе, а зря. В эту пору вся рыба в речушках и ручьях.
|
Вышли на Малую Усу, половили рыбу в устье ручья, сварили уху, перебрали продукты, поужинали.
|
Река состоит из довольно протяженных плесов, разделенных порогами.
|
До слияния с Большой Усой мы насчитали 16 порогов. Пороги проходили с разведкой. Опасность представляли острые камни и всевозможные сучки, могущие пропороть плот.
|
Через пороги река нас проносила быстро, а на плесах было трудновато. Всегда дул встречный ветер, поэтому решили поменять день на ночь.
|
Ночью было светло как днем, но птицы замолкали, рыба не клевала, ветер стихал. Днем от солнца плот нагревался, спать стало теплее, а холодной ночью согревались работой веслами.
|
Берега Усы несомненно интересны для геологов.
|
Василич во время разведки порога.
|
По мере приближения к слиянию Большой и Малой Усы стали замечать следы рыболовов Воркуты. В основном это были оставленные в реке кораблики ( катамараны, водяные змеи), снаряженные мушками для ловли хариуса. Это не только бессмысленно, но и преступно.
|
15 июля подошли к слиянию рек .
|
Уса стала мощнее, пороги реже. 16 июля подошли к строящейся временной плотине водозабора на Усе, вместе со строителями уехали в поселок Советский, затем в Воркуту. Отмылись, переночевали у Кириченко В.В. и 17 июля выехали домой. 20 июля были в Риге.
|
Полярный Урал, Реки Кара и Малая Уса
В 1981 году мы собрались сходить на рыбалку на верховья Кары, пройти на Щучьи озера , откуда выйти на верховья Малой Усы и сплавиться по ней до Воркуты. Идею похода почерпнули в альманахе Север. К тому времени мы располагали плотом ПСН-6 в качестве средства сплава, было здоровье, уверенность в своих силах и мало опыта.
Собирались в поход пятеро, но как водится, двое отказались по разным мотивам, пришлось идти втроем: Нестеров Миша, Козлов Евгений Иванович ( ЕИ ) и Василич. Решение отдавало авантюризмом, потому что даже облегченный плот весил 35 кг, продукты, а в них 30 консервных банок с тушенкой по 800 г каждая, личные вещи, патроны с ружьем, рыболовные снасти, ремонтный набор - все это составило 150 кг на троих. Такой вес образовался в первую очередь из-за недостатка опыта. К примеру лишней оказалась брезентовая палатка 4 кг, так как в плоту отлично можно было спать, что мы и делали в походе. Можно было не брать тушенку, а обойтись зажаркой, колья для палатки стали не нужны, да и вообще потом мы обходились байдарочными веслами, ну и прочее по малости.
Карт и кроков для похода не было. Обошлись схемами и описаниями из альманаха Север, переписанными и перечерченными в походный дневник. Естественно были компасы и знание местности из разнообразной туристской литературы.
30 июня выехали из Риги и 1 июля приехали в Воркуту. Нас встречал старый друг Володя Кириченко, у которого мы завершили подготовку к походу и оставили вещи, без которых можно обойтись в походе. В Воркуте мы купили бензин для примусов Шмель, узнали время отправления рабочего поезда на Хальмер-Ю.
Мы планировали доехать до Хальмер-Ю, договориться о заброске вездеходом к Каре или дальше к Щучьим озерам, оттуда идти пешком до Малой Усы и сплавиться до Воркуты.
2 июля приехали на станцию Хальмер-Ю, отошли от поселка, поставили палатку, оставили Мишу готовить обед на костре из досок, которых по тундре было очень много, а сами пошли в шахтоуправление поговорить о вездеходе. Сначала нам повезло. Главный инженер и еще кое-кто собирались на Щучьи озера порыбачить и согласились взять нас с собой.
3 июля. Мы перебазировались к вездеходной дороге, стали ждать вездехода, а его все не было. Пошли к управлению. Вездеход после ремонта уже стоял под газами, как вдруг у него вырвало свечу из гнезда. Главный инженер развел руками и сказал магические слова:" Ну .... твою мать". Удача от нас отвернулась. Пришли в лагерь, перекусили, Миша и ЕИ пошли разведать дорогу, прошли более половины пути и вернулись в лагерь. Поужинали и устроились спать в плоту. Палатку подстелили для тепла. С этого дня мы спали в плоту. Было тесновато, мешала банка плота, но спать было тепло, крыша не продувалась.
4 июля. Решили идти пешком. Если посмотреть по карте, то пешая часть маршрута примерно равна по длине водной и составляет порядка 100 км. С нашей ношей у нас получилась трудная дорога. Примерно 25 километров прошли в этот день, дошли до ручья Бур-Шор и заночевали.
5 июля. Примерно через километр от места ночевки началось топкое разъезженное мотоциклами и вездеходами болото. Часа два-три преодолевали эти 6-8 километров до берега Кары. Там встретили двух рыбаков. Они перегородили реку сетью и стояли уже вторые сутки и наловили ведра два сигов и хариусов. Поговорили с ними о местности, о рыбалке. Затем надули плот, переправились на другой берег Кары. Ширина ее метров 60-80.
Миша ловил рыбу на спиннинг, на червя. Безрезультатно. Там где есть люди и сети, рыбы не будет. Поискали вездеходную дорогу, не нашли. Поужинали и устроились спать.
6 июля. Утром после завтрака мы с ЕИ пошли по берегу искать вездеходную дорогу, так как по тундре идти топко и мокро. Пошел мелкий холодный дождь. Примерно через километр от нашей стоянки нашли дорогу или скорее следы вездеходов. Это была вездеходная дорога на озеро Усваты. Дошли до бойкой речушки.
Решили вернуться за Мишей. Миша приготовил обед, поели, собрались и пошли. Рюкзак с плотом был самый тяжелый. До Кары его нес Миша и натрудил спину, теперь плот несли мы с ЕИ поочереди. От этого рюкзака у ЕИ обнаружились нестандартные кости. Переправились через ручей, стали лагерем, да и заночевали.
7 июля. Продолжили движение по вездеходной дороге, перешли еще два ручья, последний из которых с глубокой долиной, и подошли к слиянию Большой и Малой Кары. Поднялись по Большой Каре до водопада, встали лагерем неподалеку от снежника.
В книжке было написано, что под водопадом много рыбы.
Ни на какие снасти Миша не смог что-либо поймать. Нет теперь рыбы под водопадом , потому что на пути к водопаду стоят сети, которыми перегородил Кару житель чума, стоявшего на слиянии рек. Видимо он делает это всегда.
8 июля. Собрались, подошли к чуму, расспросили пастуха о дороге. Пастух домогался спирта. Мы предложили доставить наш груз за спирт до озера Усваты, пастух отказался сославшись на усталость оленей. Переправились в удобном месте через Кару. Вездеходы идут прямо по реке. Река мелкая, дно галечниковое. Ребята остались сушить плот, а я пошел искать продолжение вездеходной дороги на перевал. По дороге встретил озерко, битком набитое хариусами. Встретил пару белых гусей, стада которых когда-то на Каре покрывали землю как снегом. Дорогу на перевал нашел, она шла вдоль чистого бойкого ручья, текущего с перевала. Шел обратно по курумнику, так как ниже было болотисто.
Застал ребят у плота смущенными. При сушке не потравили воздух из плота, плот на солнце нагрелся и у него лопнуло надувное дно по склейке. Клеиться не стали, захотелось рыбу половить. Собрались, дошли до озерка. Хариусов ловили на мушки перетягой. ЕИ дали поплавочную удочку и червей для насадки. Червяков привезли из Риги. ЕИ в рыбалке ленив, но все таки поймал несколько хариусов. Мы с Мишей поймали килограмм пять, правда хариус был мелковат, однако клевал отлично.
Наловились рыбы, собрались и пошли. По заболоченной почве идти трудно, топко. Миша хотел было идти по курумнику, мы с ЕИ отговорили его, ведь если кто-нибудь сломает ногу, человека до больницы нести 80-100 км. Это беда. Оставили рюкзак на видном месте, дошли до дороги, оставили Мишу готовить уху, а мы с ЕИ вернулись за рюкзаком и доставили на место. Сварили отличную уху, затаборились и хорошо выспались
9 июля. Пошли по дороге на перевал. Дорога шла вдоль ручья, дошли до впадения ручья слева. Оба ручья огибали гору с двух сторон. Решили подняться на вершину чтобы осмотреть окрестности. Рассмотрели водораздел, Малую Усу и даже Воркуту. Ориентироваться стало легче. Дорога пошла вниз с перевала опять вдоль ручья. Спустились с горы, поставили лагерь в лощинке, приготовили ужин и заночевали.
10 июля. После завтрака стали чинить плот. Сначала нитками прошили отклеившуюся часть дна, а места прошивки проклеили резиновыми полосками изнутри и снаружи. Собрались и по дороге довольно скоро дошли до озера Проточное и встали на берегу ручья.
Остаток дня ловили хариуса перетягой на мушку. Хариус попадался покрупнее, до 400-500 граммов, и ловился хорошо. Было холодно. Сварили уху на примусе, грелись костром. Собрать топливо для костра было несложно. Рыбалка понравилась. Решили устроить дневку.
11 июля. Ловили хариусов перетягой и удочкой. Научились находить червяков под навозом у входа в норки леммингов. Около каждой норки можно найти одного -двух червяков.
12 июля. Решили идти на Малую Усу. Рыболовного опыта не было, думали на большой реке и рыба будет больше. Это было заблуждение. На севере и в Сибири летом вся рыба кормится в ручьях и речушках, в висках и озерах, в верховьях рек - там много насекомых, мальков. Большие реки летом пустые. Рыба там бывает два раза в год - весной при ходе на нерест и осенью - при скатывании в места зимовки. Где сплавом, где проводкой вышли на Малую Усу и прошли по ней километров десять, встали в устье ручья и наловили хариусов на уху.
13 июля. Прошли с разведкой шесть порогов.
Разведка порогов обязательна. Скорость течения в пороге большая и можно налететь на острые камни или другие опасные предметы. Для ПСН-6 сами пороги не представляют опасности, однако авария в холодной воде с риском потерять средство сплава и продукты опасна для жизни. В это время года солнце еще не уходит за горизонт. Днем поют птицы, ловится рыба, дует сильный и как правило встречный ветер, ночью светло как днем, но птицы молчат, рыба не клюет, ветер стихает. Пришлось нам поменять день на ночь. Днем можно спать в тепле под солнышком, ночью сплавляться, так как ветра нет. Сплав пошел веселее.
14 июля. Прошли еще 3 порога. Стали замечать следы людей. Рыболовы из Воркуты на мотоциклах по береговой тропе забираются довольно далеко вверх по реке. Иногда попадались находящиеся в воде кораблики с мушками. Даже если бы рыба поймалась, снять ее с крючка не кому. Огорчительное варварство.
15 июля. Подошли к порогу на слиянии с Большой Усой.
Миша настоял на проходе без разведки, за что поплатились. Дно плота было прорвано. Пришлось чиниться и далее продолжить путь. После 10-15 километров встали на ночлег.
16 июля. К полудню подошли к временной плотине водозабора на Усе. Эту плотину строили каждый год. Раньше эту работу выполняли заключенные, лагерь для их содержания еще сохранился. Зрелище жуткое. Теперь плотину строят рабочие, и так каждый год. Пообедали в рабочей столовой и вместе с рабочими уехали в поселок Советский, затем в Воркуту.
17 июля. Привели в порядок имущество, попрощались с гостеприимными хозяевами и к вечеру выехали в Москву.
20 июля прибыли в Ригу.
Выводы и рекомендации с позиции нынешнего дня.
Самое лучшее средство сплава - четырехместный катамаран с полным экипажем.
Не брать консервные банки с тушенкой и прочими мясными продуктами, достаточно зажарки на сале с луком и прочими полезностями.
Хорошо идут сладкие молочные каши с изюмом , какао на сухом молоке.
В сложных походах достаточно двухразового горячего питания с перекусом копченой колбасой и шербетом или чем-либо сладким и калорийным.
Всего на человека в день достаточно 600 грамм сухой пищи.
Никогда не рассчитывать на пополнение пищи в походе за счет охоты, рыбалки, грибов и других даров природы.
Одежда должна быть достаточно водо и ветроустойчива.
Сапоги брать рыбацкие резиновые высокие, к ним кроссовки для бивака.
Использованная литература:
Водные маршруты СССР. Азиатская часть. Москва. ФиС. 1976. 160с.
Север. Москва. ФиС. 1975. 264 с.
Адрес для связи nestav@yandex.ru
Спасибо за внимание. Василич.
|